Неточные совпадения
Среда, в которой он вращался, адвокаты с большим самолюбием и нищенской практикой, педагоги средней школы, замученные и раздраженные своей практикой, сытые, но угнетаемые скукой жизни эстеты типа Шемякина, женщины, которые читали историю Французской революции, записки m-me Роллан и восхитительно путали политику с кокетством, молодые литераторы, еще не облаянные и не укушенные критикой, собакой славы, но уже с признаками бешенства в их
отношении к вопросу о
социальной ответственности искусства, представители так называемой «богемы», какие-то молчаливые депутаты Думы, причисленные к той или иной партии, но, видимо, не уверенные, что программы способны удовлетворить все разнообразие их желаний.
В этом марксизм пассивен в
отношении той
социальной среды, в которой он возник, он не сопротивлялся ей духовно.
Это миросозерцание было номиналистическим в
отношении ко всем историческим организмам: национальным, государственным, церковным — и реалистическим лишь в
отношении к
социальному человеку и
социальным классам.
Рациональные онтологические учения об
отношениях между Богом и человеком нестерпимы, такие построения имеют лишь педагогически-социальный смысл для христианской общины.
Человек в своей исторической судьбе проходит не только через радикальные изменения
социальной жизни, которые должны создать новую структуру общества, но и через радикальное изменение
отношения к жизни космической.
Социальный утопизм всегда коренится в этой изоляции общественности от космической жизни и от тех космических сил, которые иррациональны в
отношении к общественному разуму.
В этом
отношении совершенно ложна метафизика коллективизма, которая в
социальном коллективе видит реальность, стоящую над человеком.
Утверждением
социальной справедливости в
отношении к трудящимся классам может означать именно освобождение этих трудящихся масс от гнета.
Слишком забывают, что
социальная жизнь людей связана с космической жизнью и что не может быть достигнуто совершенного общества без
отношения к жизни космической и действия космических сил.
Только новое сознание в христианстве, только понимание его как религии не только личного, но и
социального и космического преображения, т. е. усиление в христианском сознании мессианства и пророчества, может привести к разрешению мучительной проблемы
отношений человека и общества.
Есть большая аналогия в
отношении социальной революции к творческим ценностям.
Для моего
отношения к миру «не-я», к
социальной среде, к людям, встречающимся в жизни, характерно, что я никогда ничего не добивался в жизни, не искал успеха и процветания в каком бы то ни было
отношении.
Это неверно в
отношении к философии, но, может быть, отчасти верно в
отношении к вопросам
социальным и политическим.
Социальные категории власти и господства я считаю непереносимыми на Бога и Его
отношение к человеку и миру.
Но в
отношении к
социальной проекции христианства католическая и протестантская мысль полевела и приблизилась к тем или иным формам христианского социализма, во всяком случае, пришла к
социальному христианству.
Официальная церковь заняла консервативную позицию в
отношении к государству и
социальной жизни и была рабски подчинена старому режиму.
Русские суждения о собственности и воровстве определяются не
отношением к собственности как
социальному институту, а
отношением к человеку.
Тут все имело только свое значение. Было много веры друг в друга, много простоты и снисходительности, которых не было у отцов, занимавших соответственные
социальные амплуа, и нет у детей, занимающих амплуа даже гораздо выгоднейшие для водворения простоты и правды житейских
отношений.
— Это другое дело! то совсем другое дело, да и то об этом про всякий случай надо рассудить: можем ли мы, при нашей
социальной задаче, иметь какие-нибудь
отношения к полиции.
Некоторые из них пытаются поставить вопрос на принципиальную почву; таков, например, английский вивисекционист Генри Солт, автор сочинения «Права животных в их
отношении к
социальному прогрессу».
Барская брезгливость в
отношении к хозяйству ничего общего не имеет с той от него свободой, о которой учит Евангелие: оно хочет не пренебрежения, но духовного преодоления, выхода за пределы мира сего с его необходимостью [Ср. в моем сборнике «Два града»: «Христианство и
социальный вопрос», «Хозяйство и религиозная личность» и др.
Таковым же является и «
социальная политика», направленная к преодолению или смягчению последствий эгоизма в человеческих
отношениях.
Тогда же оно проявило и свой
социальный консерватизм, недоверчивое
отношение к внешним новшествам («каждый оставайся в том звании, в котором призван») [1 Кор. 7:20.], и это при всей своей эсхатологичности.
В
отношении же к
социальному вопросу это конкретизируется, как тема о хлебе, о пролетариате и о труде.
Именно это
отношение «я» не только к «ты», но и к «мы» есть источник экзистенциальной
социальной действительности.
Но человеческий мир полон не этого аристократизма, а аристократизма изоляции, замкнутости, гордости, презрения, высокомерного
отношения к стоящим ниже, т. е. ложного аристократизма, аристократизма кастового, порожденного
социальным процессом.
Поэтому индивидуализм, производный от слова «индивидуум», совсем не означает независимости по
отношению к целому, к процессу космическому, биологическому и
социальному, а означает лишь изоляцию подчиненной части и бессильное восстание её против целого.
Активное
отношение к концу истории предполагает более или менее длительный период изменения структуры сознания, духовную и
социальную революцию ещё в историческом времени, которая не может совершиться одними человеческими силами, но не может совершиться и без человеческих сил, пассивным ожиданием.
Это имеет роковые последствия в
социальной жизни, в
отношениях личности и общества.
Индивидуализм же в
социальной жизни устанавливает волчьи
отношения между людьми.
На
отношения между Богом и человеком перенесены были
отношения между господином и рабом, взятые из
социальной жизни.
Патриархальная же концепция Бога зависит от
социальных родовых
отношений и их отражает.
Личность не есть неделимое или атом в
отношении к какому-либо целому, космическому, родовому или
социальному.
Отношение между человеком и Богом не есть ни
отношение каузальное, ни
отношение частного и общего, ни
отношение средства и цели, ни
отношение раба и господина, оно не походит ни на что, взятое из объективного мира, природного и
социального, это
отношение ничему не аналогично в этом мире.
Я верил в существование истины и справедливости, которые определяют моё революционное
отношение к
социальной действительности, а не определяются ею.
Ещё может быть важнее понять, откуда я получил первоначальные толчки в моём
отношении к окружающей
социальной действительности, в моих моральных оценках окружающего мира.
Позже, в студенческие годы, в моём
отношении к
социальной действительности я испытал влияние Маркса.
Но это не имеет никакого
отношения к
социальным ограничениям свободы любви, хотя бы эти ограничения носили религиозный характер.
При этом
отношение к
социальным проблемам очень конкретизировалось.
В
отношении этики к
социальному вопросу мы встречаемся с трагическим конфликтом ценности свободы и ценности равенства.
Другая же сторона
социального вопроса связана с
отношением человека к природе и с ростом его власти над природой.
Любовь несет в себе вечное трагическое начало, не имеющее никакого
отношения к
социальным формам и неразрывно и таинственно связанное со смертью.
Конечно, и внешняя трагедия, определяющаяся
социальными формами и
отношениями, связана с внутренним трагизмом жизни, ибо человек есть существо
социальное и принужденное жить в обществе.
Такова этическая установка вовне, в жизни
социальной, этическая же установка в глубину, в
отношении к жизни духовной, требует духовной свободы от власти собственности над человеческой душой, аскезы в
отношении к материальной собственности, преодоления греховной похоти к материальным благам, недопущения себя до рабства у мира.
Учение о нерасторжимости брака и отрицание развода есть учение
социальной обыденности, никакого
отношения к сокровенной жизни личности не имеющее, в нем нет ничего мистического, оно совершенно рационалистично.
Поэтому
социальный вопрос делается вопросом духовным и нравственным, вопросом нарождения нового духовного человека и новых духовных
отношений между людьми.
На почве законнической этики, этики
социальной обыденности и общеобязательности, возникает рабство человека у государства и общества, рабье
отношение к монарху, к начальнику, к богатому, знатному, как и рабье
отношение к толпе, к массе, к большинству.
Розанов, которого нужно признать величайшим критиком христианского лицемерия в
отношении к полу, верно говорит, что в христианском мире, т. е. в мире христианской
социальной обыденности, охраняется не брак, не семья, не содержание, не реальность, а форма, обряд бракосочетания, закон.
Христианский реализм в
отношении к человеческой природе не допускает фантазмов и утопий, ложной
социальной мечтательности, но он требует воли, решившейся реализовать правду в каждое мгновение жизни.
Именно техника решает ту сторону
социального вопроса, которая связана с
отношением человека к природе.